Наследственная атрансферринемия была впервые описана Heilmeyer с соавт. в 1961 г. Авторы наблюдали девочку с тяжелой гипохромной анемией, низким содержанием железа в сыворотке и высоким содержанием железа в печени. В дальнейшем атрансферринемия была описана в Чехословакии [Cap, 1968], Японии [Sakata, 1969; Goya et al., 1972], Мексике [Lorena et al., 1974].
Патогенез заболевания пока неясен. Речь идет либо о количественном нарушении выработки трансферрина, либо о синтезе нестабильного белка с измененным аминокислотным составом. Железо, связанное с трансферрином, поступает в костный мозг и фиксируется на мембране эритрокариоцитов. В случае низкого содержания трансферрина железо комплексируется в сыворотке с другими белками и не передается эритрокариоцитам.
Синтез гемоглобина резко нарушается. Железо при этом откладывается в печени, в связи с чем общее количество железа в организме увеличивается.
Характер наследования атрансферринемии аутосомный рецессивный. У родителей, здоровых братьев и сестер выявляется снижение уровня трансферрина, однако без признаков малокровия. В одном из описаний атрансферринемия выявлена у сестры пробанда.
Клиническая картина наследственной атрансферринемии характеризуется признаками анемии — слабостью, утомляемостью в течение многих лет, бледностью; отмечается увеличение размеров печени, анемический систолический шум в области верхушки сердца.
Больная описанная Heilmeyer, умерла в возрасте 7 лет. Девочка страдала тяжелыми инфекциями, задержкой роста. На вскрытии обнаружен гемосидероз печени, поджелудочной железы, почек, миокарда. При этом костный мозг был беден железом. У детей, описанных в других сообщениях, не было склонности к инфекциям.
Степень анемии у больных различна: содержание гемоглобина от 32 г/л (3,2 г%), до 91 г/л (9,1 г%) и выше, цветовой показатель — от 0,38 до 0,65. Содержание железа сыворотки во всех случаях было резко снижено — от 1,6 до 6,8 мкмоль/л (9—38 мкг%). Общая железосвязывающая способность сыворотки была очень низкой —4,3—14,6 мкмоль/л (24—81 мкг%). Содержание трансферрина сыворотки снижено до 44 мг/л (при норме 2—3 г/л). Всасывание железа из желудочнокишечного тракта оказалось повышенным, как и при других формах железодефицитных анемий. Отмечено снижение включения радиоактивного железа в эритроциты. Goya, исследовавший продолжительность жизни меченого трансферрина, установил, что при атрансферринемии она нормальна.
Диагноз атрансферринемии в опубликованных немногочисленных наблюдениях основывался на том, что железодефицитная анемия у ребенка не поддавалась лечению препаратами железа. Содержание железа сыворотки было сниженным, железосвязывающая способность сыворотки оказалась также резко сниженной, тогда как обычно при железодефицитной анемии общая железосвязывающая способность повышается. Пункционная биопсия печени выявляет большое количество железа, в то время как при железодефицитной анемии содержание железа в печени резко снижается. Более точным критерием диагноза является определение трансферрина, а не железосвязывающей способности, так как железо может связываться в сыворотке не только трансферрином.
При дифференциальной диагностике следует помнить о возможности снижения железосвязывающей способности сыворотки при ряде состояний. Прежде всего снижение уровня трансферрина характерно для анемий, обусловленных инфекцией и воспалением, однако снижение уровня общей железосвязывающей способности при инфекции и воспалении бывает сравнительно небольшим, общая железосвязывающая способность сыворотки обычно не ниже 18 мкмоль/л (100 мкг%). Анемия у больных с инфекцией и воспалением чаще нерезко выражена, цветовой показатель не ниже 0,7, анемия появляется у больных не в раннем детстве, а в период инфекции и воспаления.
Снижение уровня трансферрина наблюдается при циррозах печени в связи с нарушением синтеза в печени этого белка. Oliva с соавт. (1968) описали случай липоидного нефроза у мальчика, при котором обнаружена анемия с умеренной гипохромной и почти полным отсутствием трансферрина в связи с большим выделением его с мочой.
Лечение атрансферринемии может проводиться трансфузиями свежей плазмы или очищенного и концентрированного трансферрина. Goya показал, что трансферрин, введенный больному, исчезает из сыворотки почти полностью через неделю. Введение малой дозы трансферрина, по данным Goya, не оказывает влияния на показатели красной крови. Лишь после введения 1 г трансферрина авторы наблюдали подъем гемоглобина с 78 г/л (7,8 г%) до 100 г/л (10 г%); повысился уровень эритроцитов, сывороточного железа, увеличилось содержание ретикулоцитов, количество эритроидных клеток костного мозга, появились сидеробласты в нормальном количестве (до этого они не определялись). Через 6 мес содержание гемоглобина у больного снизилось до 56 г/л (5,6 г%), повторное введение 1 г трансферрина оказало положительное действие. Повторное введение трансферрина или плазмы целесообразно проводить каждые 3—4 мес, учитывая продолжительность жизни эритроцитов.